Эссе «Роль мастера производственного обучения»



                                                                           «Скажи мне и я забуду

                                                                              Покажи мне и я запомню

                                                                                 Вовлеки меня и я научусь»

Конфуций





       В системе начального профессионального образования одна из центральных фигур – мастер производственного обучения.
Я работаю в данной должности, и своей главной задачей как мастера производственного обучения, считаю – научить. Научить подростка работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности стараюсь придерживаться  принципа, сформулированного А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.
 Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Урок производственного обучения и на современном этапе остается основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроке п/о является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений  и реализуется через применение разнообразных  приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого на I курсе, как одну из форм производственного обучения, первым уроком, использую экскурсию на производство, строительные объекты. Цель первой экскурсии – показать и дать учащимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней  работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной специальности. Большинство ребят приходят в училище с неосознанным выбором, а по совету родителей, знакомых. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Учащиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с современным оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива и у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими специальности.
На смену традиционным методам обучения пришли современные образовательные технологии, поэтому на уроках п/о стараюсь использовать элементы различных  «педагогических технологий». Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации. Проведение уроков производственного обучения с применением информационных технологий способствует повышению эффективности учебного процесса. Кроме этого стараюсь проводить уроки с элементами деловой игры. Не стандартные уроки производственного обучения направлены на развитие любознательности обучающихся, мотивации их деятельности, осознания необходимости использовать полученные и добываемые самостоятельно знания и умения для будущей деятельности, способствуют развитию логического и технологического мышления. Одним из методических приемов развития такого «технологического мышления» является решение технологических задач.
Урок должен предусматривать развитие творческих способностей обучающихся. Стараюсь проводить уроки с элементами конкурсов профессионального мастерства, это прививает интерес к профессии, развивает умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Учащиеся самостоятельно ищут интересный материал, составляют кроссворды, что активизирует их познавательную деятельность. Уроки – конкурсы позволяют реализовать следующие педагогические цели: пробудить у учащихся интерес к учению, углубить их знания с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию. По выражению В.А. Сухомлинского, ребенок должен знать «вкус успеха», поэтому стремлюсь к формированию у обучающихся положительной мотивации к познанию.
Я,  обучаю мальчишек профессии сварщик, чей труд высоко ценится в этом мире! О строителях сейчас много говорят хорошего. Посмотрите на красоту только нашего города! Строители радуют людей своей значимостью, комфортом, качеством. Чтобы все было так и дальше, радовало глаз человека, грело ему душу, давало уверенность в будущее, надо в буквальном смысле слова ковать рабочие кадры, вооружая их самой современной производственной технологией. Я на каждом уроке стараюсь, чтобы мои учащиеся получали достоверную, современную, актуальную информацию. Навыки и умения я формирую у них те, которые сегодня востребованы на стройке.
Мир не стоит на месте, а, значит, самой учиться надо всю жизнь, чтобы давать превосходное образование, воспитывать стремление к успеху каждого учащегося.  Для этого постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки литературы по предмету, осваиваю ИКТ, прохожу курсы повышения квалификации и стажировку на предприятии. Здесь уместно привести высказывание римского философа Сенеки – «Уча, учимся».
В своей работе большое внимание уделяю воспитательной работе, т.к., согласно ФГОС нового поколения мы должны формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и ряд общих компетенций, направленных на воспитание высоконравственной личности. Провожу в группе классные часы, посвященные патриотическому, эстетическому воспитанию, встречи со специалистами, во время которых подростки черпают информацию о здоровом образе жизни. Участвуем в спортивных мероприятиях. И конечно проводим классные часы профессиональной направленности, декадники по профессии и конкурсы профессионального мастерства.
Большим и ответственным этапом производственного обучения является производственная практика на предприятии. Мои воспитанники закрепляют и совершенствуют свои профессиональные навыки в составах строительных бригад ведущих строительных фирм города. Труд мастера п/о приносит глубокое удовлетворение когда он узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве. На сегодняшний день «ГБПОУ РХ Абаканский строительный техникум» одно из ведущих образовательных учреждений строительного профиля, выпускающее подготовленных рабочих - строителей для республики.
Проводимый в течение последних лет, мониторинг закрепляемости, моих обучающихся на производстве, позволяет сделать вывод, что организация учебно - производственного обучения позволяет мне достигать главной педагогической цели в настоящее время – формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. А значит со своей задачей мастера п/о – научить – я справляюсь.

С уважением М.Н. Рябоконенко.