Самообразование


«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег



1. Курсы повышения квалификации по теме: «Психолого-педагогические основы, теория и методика преподавания спецдисциплин в образовательных учреждениях начального профессионального образования» с 16.10.2006 – 04.11.2006. ХРИПК и ПРО
Объём - 144ч.

2.Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании" с 1 февраля 2007г. по 26 февраля 2007г. при  ХРИПК и ПРО.
Регистрационный номер удостоверения:
Зачетная работа: с использованием программы «Front  Page»
Руководитель курсов Бажина О.И.
Объем 72 часа.
3. Свидетельство АГ № 366799, квалификация: электрогазосварщик III разряда.

4. Курсы повышения квалификации по теме: «Теория и практика реализации содержания образовательных программ: специальные дисциплины в ГОУ НПО» с 29.11.2010 – 11.12.2010, с 23.05.11 – 03.06.2011г. ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Объем 144 часа, свидетельство рег № 61737

5. Участие в республиканском семинаре «Блоговедение как условие профессионального развития педагогов» 28.02.12г. (сертификат)кол-во часов – 8.
6.июнь 2012 г. курсы Intel.

Период 2015-2019 год

1. Курсы повышения квалификации по теме: «Современное преподавание дисциплин профессионального цикла в ОО СПО преподавателями и мастерами производственного обучения» 12.01.2015-27.04.2015 Удостоверение№ 11134. Объем 72часа. ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации».
2. Курсы повышения квалификации по теме: «Проектное управление при реализации целевых программ развития образования» 07.11.16-24.11.16. Удостоверение№ 438/89 Объем 108 часов Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования».
4. Курсы повышения квалификации по теме: «Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов» 02.04.18-21.04.18Удостоверение№ 1357-18 Объем 72часа ГАОУ РХ «ХакИРОиПК»
5. Свидетельство № 0000008208 на право участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Сварочные технологии 22.12.17.
6. Сертификат о прохождении стажировки в рамках обучения по ДПП: «Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов» 12 часов. с 14 по 19 апреля 2018 года
7. Сертификат за участие в очно-дистанционной НПК «Инновационные вызовы образовательного и профессионального сообщества: профессиональные и образовательные стандарты» дистанционный этап 22.04.2015г., очный этап 22.05.2015г.

8. Сертификат за участие в межрегиональной НПК «Реальная практика среднего профессионального образования Республики Хакасия: открытый опыт» (18-19 апреля 2017 г) ТКХиС Абакан, 2017



Деятельностный подход в системе СПО, как фактор развития навыков самостоятельной работы обучающихся


 
Содержание

Введение
3
1.
Обоснование выбора деятельностного подхода к обучению в системе СПО для развития навыков самостоятельной работы обучающихся
5
1.1.
Проблема развития самостоятельной работы обучающихся в педагогической литературе
5
1.2.
Актуальность и характеристика условий эффективного использования деятельностного подхода в системе СПО
6
2.
Анализ опыта работы наставника и внедрение опыта в собственную деятельность
10
2.1.
Анализ опыта работы наставника по развитию навыков самостоятельной работы обучающихся в системе СПО
10
2.2.
Описание собственной педагогической деятельности
13


Заключение
20
Список литературы
21



Введение

       В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, указано, что основная цель профессионального образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики через решение такой приоритетной задачи, как – обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
       Процессы глобализации экономики обострили конкуренцию на рынке  квалификационной рабочей силы, поэтому наше училище должно готовить квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в сложных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту.
       В современных условиях подготовка рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через деятельностный подход в обучении. Согласно высказыванию Г.А. Атанова, директора Донецкого открытого университета, в статье «Деятельностный подход к проектированию обучения» «… модернизация образования возлагается всё на ту же традиционную педагогику, которая и привела образование к состоянию, требующему модернизации. Но если мы действительно хотим строить рыночные отношения, то путь один – внедрять в обучение деятельностный подход, востребованный сегодня в обществе».
   Цель работы: выявление наиболее эффективных методов, средств, форм организации самостоятельной работы с обучающимися на уроках п/о при изучении опыта работы наставника, и внедрение в собственную педагогическую деятельность.
     Задачи:
-       изучить литературу по проблеме;
-  определить условия, влияющие на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках п/о в учебной мастерской;
-    выявить уровень произошедших изменений в процессе применения деятельностного подхода в обучении за последние 3 года;
-       разработать бинарный урок для организации самостоятельной работы.
    Практическая ценность  состоит в том, что в результате применения деятельностного подхода на уроках п/о у обучающихся повысился процент качества знаний, что в свою очередь приводит к росту их профессионального мастерства, а значит и к конкурентоспособности выпускников училища.



1. Обоснование выбора деятельностного подхода к обучению в системе НПО для развития навыков самостоятельной работы обучающихся
1.1 Проблема развития самостоятельной работы обучающихся в педагогической литературе

       Прежде чем рассмотреть сущность и значение самостоятельной работы, необходимо выяснить проблемы личности и раскрыть факторы, влияющие на её развитие. Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не не исключает необходимости ее исследования в педагогике. Педагогические аспекты формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.Т. Асмолова, П.П. Блонского, и других.
В педагогической и психологической литературе выделено три основных фактора, которые оказывают воздействие на развитие личности. Они разделены на внешнюю сторону (генетическая конституция или совокупность генов, унаследованных от родителей) и внутреннюю форму (связанную со свойством высокоорганизованной материи - мозга). Поэтому к внутренним факторам развития можно отнести психические процессы: память, внимание, воображение, мышление и т. д., а также мотивы, интересы, потребности, цели, задачи, возникающие у личности в процессе деятельности. На процесс развития личности также оказывает воздействие система внешних факторов, которую называют средой. Эти внешние факторы можно подразделить на макрофакторы (макросреда) и минифакторы (минисреда).
       Выявление, учёт и развитие потенциальных возможностей обучаемого является необходимой предпосылкой формирования их самостоятельности, активности и внутренней мотивации, что служит фундаментом для продуктивной самостоятельной учебно-производственной деятельности.
       Следовательно, в рамках развития проблемы приобретения навыков самостоятельной работы обучающихся в учебных мастерских имеет принцип индивидуализации обучения. Итогом сформированности  которых являются инициативность и профессиональный рост. Это является актуальной проблемой, решение которой способно дать обучающимся возможность конструктивной ориентации, имеющей важное значение в их будущей профессиональной деятельности.
       Учебный процесс в профессиональном училище должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию познавательного потенциала личности, становлению способов логического анализа и творческому выполнению работ. В современных условиях проблема организации самостоятельной работы обучающихся становится весьма актуальной, поскольку доля теоретических занятий в общем объеме времени, отводимом для изучения дисциплин, уменьшается, а количество часов на производственное обучение увеличивается.

1.2 Актуальность и характеристика условий эффективного использования деятельностного подхода в системе СПО

       Один из подходов к обучению предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. В процессе обучения обучающийся должен приобрести личный опыт, который во многом отражает общественно выработанный опыт, опыт старших поколений, накопленный в строительной отрасли. Такой подход называется деятельностным. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, выступая средством выполнения этого дела и средством обучения. Именно деятельностный подход обеспечивает прогресс человечества, именно он востребован в нашем обществе, живущем по принципу рыночных отношений.
       Деятельностный подход в обучении возник более 50 лет назад, и его идеи сейчас практически преданы забвению. В ассоциации «Школа 2000…» разработана технология деятельностного метода, которая содержит в себе все существенные компоненты учебной деятельности и позволяет увидеть в ней связь с традиционной моделью обучения. Состоит она из следующих пунктов:
1). Мотивация (самоопределение) к самостоятельной учебно-трудовой деятельности. Этот этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство трудовой деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке п/о, а именно:
а) актуализируются требования к обучающемуся со стороны трудовой деятельности («надо»);
б) устанавливаются тематические рамки («могу»);
в) создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности для включения в трудовую деятельность («хочу»).
Например, на уроке была применена мотивация через озвучивание заявления родителей обучающейся, написанного на имя директора училища, с просьбой оказания помощи в оштукатуривании построенного их семьёй частного дома. Лучшие специалисты группы должны были выполнить данный вид работ.
2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель данного этапа заключается:
а) в актуализации изученных способов действий, достаточных для приобретения новых умений. Например, после изучения положений и приёмов набрасывания раствора, на следующем уроке кто-то из обучающихся показывает эти приёмы и положения;
б) фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении трудовых операций на прошлом занятии;
в) мотивация к пробному самостоятельному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
       Завершение этапа связано с организацией выхода обучающихся в рефлексию. Что именно не получилось? Почему? Подумай и предложи, как исправить эту ошибку. То есть, мастер плавно переводит обучающихся к следующему этапу.
3). Постановка проблемы. На данном этапе обучающиеся должны понять причину неудачи.
4). Построение проекта выхода из затруднения. Например, - выполненный шов оказался шире нормы, выяснили причину?
5). Реализация построенного проекта через самостоятельную работу с самоконтролем.  Каждый обучающийся выполняет практическое задание, отрабатывает пробные, затем тренировочные упражнения.
6). Рефлексия трудовой деятельности на уроке п/о. Целью рефлексии является:
а) провести рефлексивный анализ практической самостоятельной деятельности обучающихся;
б) организация самооценки обучающимися собственной трудовой деятельности;
в) зафиксировать вновь появившиеся трудности в практической деятельности, чтобы на следующем уроке над ними поработать.
       Приведённая технология деятельностного метода «Школа 2000…» применима на уроках разного типа, но реализация данной технологии обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1). Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся получает умения не в готовом виде, а добывает их через самостоятельную работу.
2). Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщённого представления о строительной отрасли, о её роли в жизни страны, города, самого обучающегося.
3). Принцип минимакса – заключается в следующем: училище должно предложить обучающемуся возможность освоения профессии на максимальном уровне и обеспечить это усвоение на уровне Госстандарта.
4). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов трудового процесса, создание в техникуме и на уроках п/о доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идеи педагогики сотрудничества.
5). Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в трудовом процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
       Таким образом, технология деятельностного метода и система дидактических принципов обеспечивают возможность формирования у обучающихся деятельностных способностей в достаточной полноте, синтезируют не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (Беспалько) с позиций преемственности с традиционным обучением.


 Описание педагогической деятельности

В деятельности мастера п/о по развитию навыков самостоятельной работы обучающихся можно выделить три центральных аспекта:
-       проектирование учебной деятельности;
-       организация и обеспечение учебной деятельности;
-       управление учебной деятельностью.
       Проектирование учебной деятельности предполагает проектирование её целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых формируются умения и навыки; системы контроля, позволяющей осуществлять управление учебной деятельностью. Поэтому на уроках п/о обучающимся рассказывается о профессии «Сварщик», они знакомятся с квалификационным разрядом, объясняется и показывается чему они должны научиться в учебной мастерской, т.к. вначале надо понять, что каждый из них как специалист, должен будет уметь делать. Мастер рассказывает первокурсникам о наших выпускниках, достигших определённых результатов в своё время в профессии – как к моменту окончания первого курса, так к моменту окончания училища и в процессе самостоятельной трудовой деятельности. Обучающиеся знакомятся с нормой выработки штукатура, чтобы им знать, к какому объёму выполнения работ  необходимо стремиться. Обращается внимание на важность межпредметных связей, приводятся примеры, как отрицательно может сказаться незнание вопросов по спецтехнологии на конкурсах профмастерства разного уровня. Знания по спецтехнологии, материаловедению нужны не сами по себе, а постольку, поскольку в своей части обеспечивают подготовку специалиста.
       Действия обучающихся на уроках п/о в учебной мастерской реализуются с помощью умений, поэтому целями обучения являются умения. Цели обучения по производственному обучению для сварщиков задаются характером будущей профессиональной деятельности. Необходимость достижения этих целей определяет внешнюю компоненту содержания курса обучения. Это содержание усваивается с помощью определённых средств, которые должны быть сами предварительно усвоены. Следовательно, вначале они играют роль целей. Это задаёт внутреннюю компоненту содержания курса обучения. Для определения её необходимо выделить промежуточные цели и представлять динамику перехода этих целей в средства, т.е. выполнить динамическое структурирование деятельности по усвоению необходимого содержания.
       В отличие от общей цели конкретная цель выполняет оперативную, исполнительную функцию. Конкретные цели создаются для конкретизации общих целей. Вместе с обучающимися на уроках п/о  заполняется «Дерево целей». На нем  указывается, чему обучающиеся сегодня должны научиться. Если вначале ставятся такие цели, как научиться подготовить оборудование к работе, подготовка металлов к сварке, то затем начинают появляться такие, как оказание помощи  неуспевающим обучающимся, справляться с практико-ориентированным заданием. В результате этого обучающиеся уже к концу 1 полугодия чётко понимают, из каких элементов состоит их трудовая деятельность – умения, навыки, практический опыт, качество выполняемой работы и сосредоточенность во время выполнения работы. Перечисленные элементы являются слагаемыми успешного овладения специальностью.
       Для развития навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках п/о в сварочной мастерской применяются различные методы обучения:
1. Методы эмоционального стимулирования: А) на уроках п/о создаются ситуации соперничества. Они возникают в ходе соревнования, при использовании элементов конкурса профмастерства. Соревнование в коллективе группы – сильный стимул активизации трудовой деятельности, уязвляющий самолюбие личности. Задача мастера заключается в корректировке поведения обучающихся в процессе соревнования, умении видеть его нравственный смысл.
Б) создаются ситуации успеха в обучении – даже если у обучающегося не получаются приёмы выполнения работ, мастер не ругает его, а наоборот, взяв его руку в свою, вместе отрабатывают этот приём; и всегда обучающимся говорится, что расстраиваться не нужно, сегодня не получилось, получится завтра, но если ты приложишь максимум усилий. То есть, большое значение имеет психологическая готовность к труду. Она включает в себя операционные и личностные компоненты. К личностным компонентам относятся - установка на труд и система привычек и отношений к труду. Это означает, что в семье обучающиеся не приучены к труду, у них нет установки на труд. Коль нет такой установки, то нет основы активной личности в профессиональной деятельности. Отсюда результат – низкая успеваемость по п/о, уклонение от выполнения производственного задания. Поэтому в пару к каждому из них ставится успешный обучающийся, чтобы они подсознательно могли сравнить свою работу с работой товарища, и могли выйти на заданный уровень. К операционным относятся знания, общетрудовые умения и навыки. В подготовительный период и период освоения профессии решающее значение имеют такие качества личности как трудолюбие, организованность, настойчивость, исполнительность, аккуратность, ответственность. Все выше перечисленные качества были выделены обучающимися при ответе на вопрос анкеты,- какую степень важности для вашей профессии имеют следующие личностные качества личности?
2. Практические методы: А) к ним относятся упражнения. Текущий инструктаж урока п/о состоит из воспроизводящих упражнений, выполняемых обучающимися. Поэтому, при показе упражнений,  объясняется цель данного упражнения и показывается, каких результатов необходимо добиться; объясняется, что необходимо каждому из них следить за точностью выполнения, чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами упражнений, сравнивать свои действия с действиями мастера. Постепенно, от урока к уроку происходит усложнение упражнений, значит, происходит изменение степени самостоятельности обучающихся. Если на 1 этапе происходит обучение технологии самостоятельной работы, то на 2 этапе усложняются цели самостоятельной работы, появляются элементы самостоятельной работы поискового характера. На уроках такого типа используются тесты, т.к. у обучающихся уже имеются технические знания, необходимые для понимания взаимосвязи п/о со спецтехнологией. На этом уровне при выполнении работы, обучающиеся хорошо ориентируются в технологической последовательности, осознанно применяют знания в практической деятельности, анализируют задания, сравнивая с ранее выполненными ими, самостоятельно контролируют ход выполнения работ.
Б) Применяются лабораторные работы. Основной акцент в них сделан на самостоятельное выполнение практических заданий по пройденным темам. Состоит из теоретической и практической части. После отработки всей темы ставится оценка за всю проделанную на уроке работу.
3. На уроках п/о применяется взаимоконтроль  и самоконтроль. В одной кабинке работает 2 человека, после выполнения сварки, они проверяют качество друг у друга. Данный метод способствует своевременному обнаружению и устранению ошибок, в результате чего повышается качество.
4. Развитие у обучающихся самооценки – она должна быть развита именно на первом курсе, потому что самооценка – действенный мотив самовоспитания, самосовершенствования.
5. Технология создания благоприятной атмосферы в группе.  Процессуальной основой на занятии является «коммуникативная атака», необходимая для оперативного включения обучающихся в совместную деятельность. Например, применяется технология «Заверши фразу», когда каждому обучающемуся предлагается завершить фразу. Завершает реализацию этой игры мастер, произнося своё окончание последней фразы. Или же применяется технология «Дюжина вопросов». В данном случае обучающимся задаются вопросы, на которые они отвечают про себя. И исходя из ответа перемещаются по кабинету: при ответе «да» - на лево, при ответе «нет» - направо, при ответе «ни да, ни нет» - остаются в центре кабинета. Таким образом, может происходить распределение обучающихся на ученические бригады, когда каждая из них получает своё производственное задание.
6. Применяется наглядность – практически по всем темам разработаны инструкционно-технологические карты и имеются плакаты. Периодически приобретаются учебные фильмы. Много разработано тестовых заданий. Имеются образцы современных отделочных материалов; совместно с обучающимися изготавливаются макеты.
  Педагогическая деятельность позволила сделать вывод, что успех внедрения деятельностного подхода в системе НПО на уроках п/о в учебных мастерских зависит от принятия мастером следующих методологических положений:
1) Обучение – это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний;
2) при организации обучения первичны заданная характером будущей специальности деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;
3) конечная цель обучения – это формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;
4) содержание обучения составляет заданная характером будущей специальности система действий, и только те знания, которые обеспечивают выполнение всех этих действий;
5) знания – всего лишь средство выполнения действий и обучения им, но не его цель. Знания играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;
6) в процессе п/о обучающиеся должны осуществлять практическую деятельность, моделирующую будущую профессиональную деятельность;
7) усваивать знания можно только в процессе практической деятельности, а не просто запоминая их;
8) обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей – деятельности мастера п/о и деятельности обучающегося. Мастер должен изучить и регулировать деятельность каждого обучающегося в соответствии с его уровнем;
9) большое значение имеет наличие мотивации у обучающихся на получение профессии «Сварщик».

3. Методическое сопровождение решения педагогической
проблемы через разработку плана бинарного урока

Для решения педагогической проблемы развития навыков самостоятельной работы обучающихся системы НПО в процессе деятельности подготовлена методическая разработка бинарного урока. При составлении разработки учтен опыт работы наставника – проведение бинарных уроков.
Урок разработан для обучающихся по специальности «Сварщик».
Урок включает в себя изучение темы «Сварка стыковых соединений» по дисциплине «РДС плавящимся покрытым электродом» и темы «Сварка РДС не плавящимся электродом в защитном газе» по производственному обучению.
Особенностью урока является организация самостоятельной работы обучающихся по выполнению индивидуального творческого задания.
Конечным предполагаемым результатом урока является – практическая часть по выполнению видов сварных соединений.


Заключение

       Правильно организованная самостоятельная деятельность обучающихся помогает мастеру и обучающимся достичь высоких результатов в процессе обучения. При таком обучении обучающийся всегда активен на уроке, следовательно, идёт осознанное познавание нового, появляется желание узнать больше, сделать лучше.
       Применение деятельностного подхода в производственном обучении влияет на повышение уровня профессионального мастерства обучающихся. Результатом профессиональной деятельности считаю:
- у большинства обучающихся возрос интерес к выбранной профессии (по результатам анкетирования);
- увеличился рост количества выпускников с повышенным разрядом по специальности «Сварщик»;
- у большинства обучающихся возросло положительное отношение к производственной трудовой деятельности;
      

Список литературы

1.     Смолкин, А.М. Методы активного обучения. Выш. Шк, 1991.- 92-93с.
2.     «Профессиональная педагогика» М, 1997.
1)    раздел «Методы мотивации учебной деятельности».
3.     Результаты исследовательской работы психолого-медико-социально-педагогической службы ГБПОУ РХ "Абаканский строительный техникум".
4.     Атанов,Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения «Образовательные технологии»
5.     Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Мазурина, С.Е., Зайцева, И.В. Что значит уметь учиться: Методическое пособие для учителей. М, 2006.
6.     Онищук, В.А. Дидактика современной школы. Киев «Рядяньска школа», 1987.
7.     Щуркова Н.Е. «Культура современного урока»
8.     Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Выш. Шк, 2002. -30-32с.