Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Это только небольшая часть той работы, которую мы проделываем с обучающимися за период их обучения.
2007-2008 г.г. – 2 место в республиканском конкурсе
профессионального мастерства «Лучший сварщик», Солдатов Юрий.
2007-2008 г.г. – дипломант Всероссийского конкурса профессионального
мастерства по профессии «Сварщик» - Довгалев Александр.
2008 – 2009 гг – конкурс профессионального
мастерства «Лучший сварщик» в рамках декадника I место Шипицын Артур, III
место
Довыденко Максим.
2009 – 2010 гг конкурс профессионального мастерства
«Лучший сварщик» в рамках декадника II место Ивандаев Артем, III
место
Довыденко Максим.
2010 год - I
место в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший сварщик»,
Довыденко Максим.
2010 – 2011 гг - конкурс профессионального
мастерства «Лучший сварщик» в рамках декадника I место Чебодаев Геннадий.
2011 – 2012 гг – Мастер отделочных строительных
работ. конкурс профессионального мастерства «Лучший обличовочник» в рамках
декадника II
место Ляхов Эдуард.
Наличие обучающихся – участников и призеров
профессиональных конкурсов
(2016-2019 г.)
Год
|
Уровень
|
Мероприятие
|
Место
|
2016
|
Республиканский
|
Республиканский конкурс профессионального
мастерства «Лучший сварщик»
|
3 место
(Рыбников Д.)
|
2017
|
Региональный
|
II Открытого
регионального чемпионата молодые профессионалы WorldSkills
|
Участник (Малков С.)
|
2019
|
ОУ
|
конкурс профессионального мастерства
«Лучший сварщик»
|
1
место (Петров А.)
|
2019
|
ОУ
|
конкурс профессионального мастерства
«Лучший сварщик»
|
3
место (Заковряжин В)
|
2019
|
Республиканский
|
Конкурс профессионального мастерства
«Лучший сварщик» среди строительных организаций республики Хакасия
|
Благодарность
(Максимов И.)
|
2019
|
Региональный
|
III Открытого регионального Чемпионата молодые профессионалы WorldSkills
|
3 место
(Максимов И)
|
Таким образом, учащиеся
становятся победителями республиканских конкурсов профессионального мастерства,
внутриучилищных мероприятий.
Классные часы – это обязательные воспитательные
мероприятие для обучающихся, посвященные
разнообразным темам, проблемам, с которыми
им приходится сталкиваться в повседневной жизни, их интересов. Классные
часы и беседы на некоторые темы совершенно обязательны к проведению. Тематики сценариев классных часов подобраны таким образом, чтобы сформировать каждого ученика как
личность и подготовить его ко взрослой жизни. Вот некоторые из них:
«Беречь природу – долг каждого!»
«Здоровый образ жизни»
«Историко-культурные памятники Хакасии»
Сотворение себя
Классный час: «Беречь природу долг –каждого!»
Погибнуть человечество
и природа в целом
могут не только биологически – вместе с
уничтожением
всего живого, но и
духовно - вследствие гибели Культуры…
Академик Д.С. Лихачев.
Сегодня наш классный час пройдёт
под девизом: «Беречь
природу- долг каждого !».
Природа — это всё, что нас окружает:
леса, поля, озёра, моря. Словом, воздух, солнце и вода — наши лучшие друзья!
От зелёного убранства нашей планеты
зависит процветание всего живого, в том числе и человека.
Человек ↔ природа
Эта
взаимосвязь неразрывна.
«Человек — часть живой природы, и
отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы самосознание
Вселенной, лишает смысла существования не только человека, но всё сущее, всё
мироздание… Такую обезглавленную
природу не будет смысла охранять»- так оценивает место человека в природе
Д.С.Лихачёв.
Вас восхищает приятная весенняя
зелень, разнообразие форм и красок цветов, плодов, красота осенних листьев.
Природа
всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена
существования человечества.
В настоящее время за окном — осень.
Шелест листьев под ногами. Запах листвы. Деревья словно золотом покрыты.
Вспомним прекрасные стихи А.С. Пушкина:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в
золото укрытые леса,
В их сенях ветра
шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца
луч, и первые морозы,
И отдалённые
седой зимы угрозы.
Тютчева:
Есть в осени
первоначальной
Короткая, но
дивная пора ;
Весь день стоит как
бы хрустальный,
И лучезарны
вечера...
Картины природы
отражены в лучших произведениях литературы и живописи. Красота природы вызывает
у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Человек, читавший
произведения М.Пришвина «Не
стреляйте в белых лебедей»,
Б.Васильева «Белый пароход», Ч.Айтматова «Белый Бим Чёрное ухо», уже никогда не
сможет бездумно и равнодушно относиться к окружающему его миру живой природы.
«Красота
спасёт мир» - написал котла-то Достоевский. Рерих прибавил к этой фразе ещё
одно слово: «Осознание красоты спасет мир».
В народном творчестве живут
поэтические образы, заимствованные из природы и ставшие символами красоты и
добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали:
ясный сокол, берёзонька белая, ивушка плакучая, могучий дуб, и др.
Человек воспринимал и воспринимает
природу как живое существо, одушевляя и одухотворяя её.
Вы никогда не задавались вопросом,
зачем человек стремится окружить себя другими живыми организмами: комнатными
растениями, домашними животными? Ведь это усложняет его быт: нужно не забыть
полить цветок, вывести на прогулку собаку, накормить кота, и т.д.
Подумайте! Может быть, это из-за
того, что человек мечтает хотя бы в малой степени установить утраченные им
связи с живой природой? Ведь природа одним своим присутствием воспитывает в
человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему
окружающему миру. Познание законов гармонии и красоты помогает человеку
осознать её как непреходящую, истинную ценность.
Для каждого человека стало
привычным , что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись». К
сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво
цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать
их для букета. Порой любопытства ради сорвут, повертят в руке и бросят на землю
красивое создание природы.
Нет слов, природа беспредельно
разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы
оборачивалась для неё разорением.
За последние годы некогда широко
распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах
полностью исчезли! Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся
уничтожению растения занесены в Красную Книгу - список видов, предупреждающих,
что перечисленные виды растений требуют постоянной охраны.
Ученные
включили в «Красную
книгу» около 700 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нуждаются в
защите человека. Среди них корень жизни — женьшень, северная орхидея, венерин
башмачок. Обыкновенный подснежник и много других красиво цветущих и декоративно
лиственных растений.
Назовите
растения занесенные в красную книгу, произрастающие в вашей местности.
1. Купальница азиатская
2.
3.
4.
Природа
Хакасии по своей красоте, уникальности и богатству не уступает Кавказу,
Карнатам и даже самой Швейцарии. Нередко, когда мы смотрим кадры документальных
фильмов о природе возникает вопрос: Это где снято? А оказывается, что все это у
нас, рядом с нами. Нужно быть чуточку внимательнее и любить природу. А в
Хакасии она по истине — богата и разнообразна. На сравнительно небольшой
территории республики сосредоточено пять природных поясов — степной,
лесостепной, подтаежный, горно-таежный и высокогорный. И для того, чтобы
полюбоваться переливами ковыля и пшеницы, светлыми березовыми и лиственничными
перелесками, дремучими кедрами и стройными елями, карликовыми березами и
снежниками, малыми и большими озерами достаточно сесть в автомашину и совершить
однодневную экскурсию по Хакасии.
На протяжении всей нашей беседы
прослеживается связь Ч<—>П (примеры)
В наше
время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека,
нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений т.к. это
большая потеря прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек
лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья,
украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение. Равнодушие к
земному Другу — тоже зло, которое часто человек бывает в роли наблюдателя
гибели растений, не проявляется ни малейшей заботы о его спасении.
Никто не
видит, как сгорают корни
И дереву
до срока невдомёк,
Что
пошатнулся кряж его огромный-
Копитель
силы,крепости исток.
Оно стоит
ни в чём не уступая
Другим деревьям в золотом бору,
И та же
листва густая, и тот же шелест
Веток на
ветру.
Но вдруг
заметим мы однажды летом,
Что
листья стали мельче и бледней
Не по
прямым, по косвенным приметам
Мы узнаем
о гибели корней…
Казним
себя, по сердцу бьём наотмашь,
Что,
находясь вблизи, а не в дали,
Не
поспешили дереву на помощь
И
красоту от смерти не спасли!
Эти строки поэтессы Л.Татьяничевой
заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о земных друзьях человека, без
которых наша жизнь на Земле была бы невозможна.
Человек
должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые
занесены в «Красную книгу», но и к тем, которые повсюду окружают нас — и в
природе, и в саду, и дома...
Можно
получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого
листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда
Вургуна, который пишет:
.. .Давай пройдемся медленно по лугу и «Здравствуй!»
Скажем
каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб
увидеть добрые их лица И добрые лицо им показать.
Каждый из нас должен по возможности обогащать природу и ни при каких
обстоятельствах не обеднять её.
От личного участия каждого ю пас
и охране, защите и улучшении окружающей среды зависит пате будущее и будущее
наших детей, внуков, правнуков.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба, Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
М.Дудин
Берегите
эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри
природы Убивайте лишь зверей внутри себя.
Литература:
(В.В.Петров: Лec и его жизнь. - М: Просвещение, 1986.
С.В. Алексеев: Экология. - С-Петербург: СМИО Пресс, 1997.
С.М.Прокофьев:
Природа Хакасии. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.
Беседа "Тогда, мой сын, ты будешь Человек"
В.Александрова.
Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны
быть присущи такие высокие, благородные качества как: честь, достоинство, долг,
совесть, порядочность, честность, доброта, справедливость.
В молодые годы человек
обретает - или не обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества
развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет,
страдает, не имея нравственной опоры.
Но уже и в детстве, до наступления юности, ребенок понимает, что
хорошо, а что плохо, стремится быть добрым, справедливым, честным, т.е.
осознает первые заповеди нравственного поведения.
Учиться нравственности - по сути дела, учиться
правильно жить.
Честный человек никогда, ни при каких обстоятельствах не погрешит
против истины.
Тут уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Не думай, что говорить и
делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно
всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что
большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого
себя никогда не осквернять ложью».
Французский писатель Р.Роллан выразил свое отношение к
этому качеству так: «Нет ничего прекраснее честного человека».
Трудолюбивый человек никогда не унизит себя недобросовестной работой.
Справедливый никогда не поступится справедливостью в угоду кому - либо.
Уважающий себя никогда не откажет в уважении другому.
Достоин уважения тот, кто поступает, как ему указывают совесть и
убеждения. И не может рассчитывать на уважение человек, вступивший в сделку со
своей совестью.
«Он поступил благородно»,
«благородный поступок» - говорим мы, когда встречаемся с проявлением
великодушия, бескорыстия, верности долгу.
Благородство - это когда человек поступает великодушно по отношению
к другим людям, делает для них что-то доброе, жертвуя личными интересами,
бескорыстно, а не ради признания и наград. Об этом хорошо сказала поэтесса
Р.Казакова: «Как
часто вся награда за труды - сознание исполненного долга».
В годы Великой Отечественной Войны тысячи советских людей отдавали свои
сбережения на строительство танков и самолётов, чтобы приблизить победу. Если бы
они этого не сделали, их никто бы не упрекнул. Но они не могли поступить иначе.
Известный польский педагог, врач и писатель Я.Корчак отказывался
покинуть своих воспитанников, хотя у него была такая возможность, и вместе с
ними погиб в газовой камере лагеря смерти в Треблинке. Так ценой жизни он
утвердил благородство своей профессии.
В мирное время тысячи доноров безвозмездно отдают свою
кровь, чтобы спасти жизнь совсем незнакомых им людей, усыновляют детей-сирот,
оставшихся без родителей во время землетрясений.
Благородство проявляется и в
умении прощать того, кто нас обидел.
Поэт Р.Гамзатов писал:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать его покуда не cпеши
Может, друг
твой сам поторопился
И тебя обидел
невзначай.
Провинился
друг и повинился,
Ты ему греха
не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать его покуда не спеши
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В знаменитом стихотворении
Некрасова есть фраза «отечества достойные сыны» -
Достойный! Это тот, кто любит свою
Родину, беспокоится о ней, живёт её заботами и радостями. Это было важно
всегда, а сегодня - особенно.
Проникновенно выразил Лаубе
свою любовь к родной земле:
Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль,
и в небе журавли...
Россия, Россия - нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая,
Россия, Россия, Отчизна милая моя!
В ромашковом снегу широкая дорога.
Но ней ушёл отец в свинцовую пургу.
И памятник ему торжественный и строгий,
Стоит теперь на волжском берегу.
Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
И кланяюсь моим
лесам, лугам, полям.
Возьми, моя земля, мой труд любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам.
Нельзя позволить себе быть «Иванами, не помнящими родства».
Хотя сегодня нашей Родине и трудно, она всё-таки прекрасна, история её остаётся
великой, а народ достоин преклонения.
В.А. Сухомлинский говорил, что
любовь к Родине начинается с любви к матери. Быть сыном или дочерью - высокое
предназначение. Оно ко многому обязывает. Трудность этого предназначения,
вероятно, в том, сто можно понять родительскую любовь до конца, только став
родителем.
За неустанные и неусыпные труды, безграничную самоотдачу мать от детей
ничего не требует, любовь её бескорыстна.
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов и звонких рублей
Дичина в ответ,
заплетая косу:
-Про то мне
ворожка гадала в лесу.
Пророчит она:
мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне
матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь и тебя полюблю
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Кохане приносит
в дрожащей руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его:
«Не ушибся, сынок?»
Д.Кедрин
Дети бесконечно дороги и отцу
и матери. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение
своим родителям.
Греческий
философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут
обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Несколько советов детям:
Будьте ласковыми, добрыми,
внимательными сыновьями, дочерями. Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто
дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
Став взрослыми, не бойтесь
показывать уважение к родителям, бояться надо проявления безразличия. Знайте,
нет для родителей ничего более отрадного, чем сердечность детей. Им дороги
любовь, участие, доброе слово.
Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте матери. Не
дожидайтесь , пока она попросит вас что-то сделать. Постарайтесь сами увидеть,
где нужна ваша помощь, и предложите ее. У вас должны быть постоянные домашние
дела.
Нельзя отвечать родителям
грубостью, дерзостью, обидным молчанием. Если вы не согласны с их мнением.
Считаете себя правыми, докажите свою правоту. Она будет понята и принята
родителями.
Если вы, выполнив какую-либо
работу, заработаете деньги, они должны стать частью семейного бюджета.
Не забудьте о доброй традиции,
укоренившейся во многих семьях, - с первой зарплаты сделайте родителям подарки.
Это знак любви и уважения к ним.
Взрослые дети обязаны, заботится о своих старых
родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. В сочувствии,
добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто
немощные, цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие
испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.
И еще - никогда не забывайте
одной истины: идеальных людей нет. У каждого есть слабости, недостатки.
Научитесь их прощать другому, как прощаете себе.
За несущественным, суетным, случайным разглядите
подлинную сущность человека. Она не в словах, а в делах, поступка. По ним и
судите о человеке.
Стремясь помочь людям понять свое благородное
человеческое предназначение, английский писатель Р. Киплинг написал
стихотворение «Заповедь»:
Владей
собой среди толпы смятенной,
Тебя
клянущей за смятенье всех,
Верь сам в
себя наперекор вселенной
И
маловерным отпусти их грех;
Пусть
часть не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут
лжецы, не снисходи до них,
Умей
прощать и не кажись, прощая,
Великодушней
и мудрей других.
Умей
мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно
встречай успех и поруганье,
Не забывая,
что их голос - лжив;
Останься
тих, когда твое же слово
Калечит
плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся
жизнь разрушена и снова
Ты должен
все воссоздавать с основ.
Умей
поставить в радостной надежде
На карту
все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать,
как прежде,
И никогда
не пожалеть о том;
Умей
принудить нервы, сердце, тело
Тебе
служить, когда в твоей груди
Уже все
пусто, все сгорело,
И только
Воля говорит «Иди!».
Останься прост, беседуя с царями,
Останься, честен, говоря с толпой,
Будь прям и
тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неутолимый бег -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь
Человек.
В.А Сухомлинский в «Беседах об
этике» дал такие советы школьникам: «В 16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос:
для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина. Человек поднялся над
миром живого, прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей
чувствовать рядом с тобой человека его душу, увидеть в его глазах духовный мир
- радость, беду, несчастье. Горе. Береги, щади неприкосновенность, ранимость
другова человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.
Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости - твоё отношение к
матери, к девушке, к женщине. Отношение к женщине - тончайший измеритель чести,
совести, порядочности. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям
стариков.
Умей не замечать отдельные слабости
людей.
Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против
зла надо бороться. Зло не терпимо. Примирится со злом - значит, самому стать
безнравственным человеком.
Будь мужчиной в учении, юноша! Твоё достоинство -
учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом,
нахлебником. Презирай лень мысли.
Девушка, будь мудра и
требовательна в любви. Любовь - горячее чувство, но властелином над ним должен
быть разум, рассудок. Там где есть строгость женщины, девушки, юноша становится
настоящим мужчиной.
Человек продолжает себя в
человеке. В этом человеческое бессмертие».