Внеурочная деятельность по профессии

Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы,  научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.




 Это только небольшая часть той работы, которую мы проделываем с обучающимися за период их обучения.


2007-2008 г.г. – 2 место в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший сварщик», Солдатов Юрий.
2007-2008 г.г. – дипломант Всероссийского конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик» - Довгалев Александр.
2008 – 2009 гг – конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик» в рамках декадника I место Шипицын Артур,  III место Довыденко Максим.
2009 – 2010 гг конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик» в рамках декадника II место Ивандаев Артем,  III место Довыденко Максим.
2010 год  - I место в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший сварщик», Довыденко Максим.
2009-2010 г.г. – внутриучилищный конкурс чтецов – I место Дмитриев Александр.
2010 – 2011 гг - конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик» в рамках декадника I место Чебодаев Геннадий.
2011 – 2012 гг – Мастер отделочных строительных работ. конкурс профессионального мастерства «Лучший обличовочник» в рамках декадника II место Ляхов Эдуард.


Наличие обучающихся – участников и призеров профессиональных конкурсов
(2016-2019 г.)

Год
Уровень
Мероприятие
Место
2016
Республиканский
Республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик»
3 место (Рыбников Д.) 
2017
Региональный
II Открытого регионального чемпионата молодые профессионалы WorldSkills
Участник (Малков С.)
2019
ОУ
конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик»
1 место (Петров А.)
2019
ОУ
конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик»
3 место (Заковряжин В)
2019
Республиканский
Конкурс профессионального мастерства «Лучший сварщик» среди строительных организаций республики Хакасия
Благодарность (Максимов И.)
2019
Региональный
III Открытого  регионального Чемпионата  молодые профессионалы WorldSkills
3 место (Максимов И)

Таким образом, учащиеся становятся победителями республиканских конкурсов профессионального мастерства, внутриучилищных мероприятий.


Классные часы – это обязательные воспитательные мероприятие для обучающихся, посвященные разнообразным темам, проблемам, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, их интересов. Классные часы и беседы на некоторые темы совершенно обязательны к проведению. Тематики сценариев классных часов подобраны таким образом, чтобы сформировать каждого ученика как личность и подготовить его ко взрослой жизни. Вот некоторые из них:
«Беречь природу – долг каждого!»
«Здоровый образ жизни»
«Историко-культурные памятники Хакасии»


Классный час: «Беречь природу долг –каждого!»
Погибнуть человечество и природа в целом
                                                      могут не только биологически – вместе с
                                         уничтожением всего живого, но и
                                                    духовно - вследствие гибели Культуры…
Академик Д.С. Лихачев.

Сегодня наш классный час пройдёт под девизом: «Беречь природу- долг каждого !».
Природа — это всё, что нас окружает: леса, поля, озёра, моря. Словом, воздух, солнце и вода — наши лучшие друзья!
От зелёного убранства нашей планеты зависит процветание всего живого, в том числе и человека.

Человек природа
Эта взаимосвязь неразрывна.
«Человек — часть живой природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы самосознание Вселенной, лишает смысла существования не только человека, но всё сущее, всё мироздание…           Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять»- так оценивает место человека в природе Д.С.Лихачёв.
Вас восхищает приятная весенняя зелень, разнообразие форм и красок цветов, плодов, красота осенних листьев.
Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества.
В настоящее время за окном — осень. Шелест листьев под ногами. Запах листвы. Деревья словно золотом покрыты. Вспомним прекрасные стихи А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
 Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото укрытые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
 И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора  ;
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Картины природы отражены в лучших произведениях литературы и живописи. Красота природы вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Человек, читавший произведения М.Пришвина «Не стреляйте в белых лебедей», Б.Васильева «Белый пароход», Ч.Айтматова «Белый Бим Чёрное ухо», уже никогда не сможет бездумно и равнодушно относиться к окружающему его миру живой природы.
«Красота спасёт мир» - написал котла-то Достоевский. Рерих прибавил к этой фразе ещё одно слово: «Осознание красоты спасет мир».
В народном творчестве живут поэтические образы, заимствованные из природы и ставшие символами красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали: ясный сокол, берёзонька белая, ивушка плакучая, могучий дуб, и др.
Человек воспринимал и воспринимает природу как живое существо, одушевляя и одухотворяя её.
Вы никогда не задавались вопросом, зачем человек стремится окружить себя другими живыми организмами: комнатными растениями, домашними животными? Ведь это усложняет его быт: нужно не забыть полить цветок, вывести на прогулку собаку, накормить кота, и т.д.
Подумайте! Может быть, это из-за того, что человек мечтает хотя бы в малой степени установить утраченные им связи с живой природой? Ведь природа одним своим присутствием воспитывает в человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему окружающему миру. Познание законов гармонии и красоты помогает человеку осознать её как непреходящую, истинную ценность.
Для каждого человека стало привычным , что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись». К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. Порой любопытства ради сорвут, повертят в руке и бросят на землю красивое создание природы.
Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для неё разорением.
За последние годы некогда широко распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли! Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения занесены в Красную Книгу - список видов, предупреждающих, что перечисленные виды растений требуют постоянной охраны.

Ученные включили  в «Красную книгу» около 700 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нуждаются в защите человека. Среди них корень жизни — женьшень, северная орхидея, венерин башмачок. Обыкновенный подснежник и много других красиво цветущих и декоративно лиственных растений.
Назовите растения занесенные в красную книгу, произрастающие в вашей местности.
1.     Купальница азиатская
2.
3.
4.
Природа Хакасии по своей красоте, уникальности и богатству не уступает Кавказу, Карнатам и даже самой Швейцарии. Нередко, когда мы смотрим кадры документальных фильмов о природе возникает вопрос: Это где снято? А оказывается, что все это у нас, рядом с нами. Нужно быть чуточку внимательнее и любить природу. А в Хакасии она по истине — богата и разнообразна. На сравнительно небольшой территории республики сосредоточено пять природных поясов — степной, лесостепной, подтаежный, горно-таежный и высокогорный. И для того, чтобы полюбоваться переливами ковыля и пшеницы, светлыми березовыми и лиственничными перелесками, дремучими кедрами и стройными елями, карликовыми березами и снежниками, малыми и большими озерами достаточно сесть в автомашину и совершить однодневную экскурсию по Хакасии.
На протяжении всей нашей беседы прослеживается связь Ч<—>П (примеры)
В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений т.к. это большая потеря прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение. Равнодушие к земному Другу — тоже зло, которое часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляется ни малейшей заботы о его спасении.
Никто не видит, как сгорают корни
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся кряж его огромный-
Копитель силы,крепости исток.

Оно стоит ни в чём не уступая
 Другим деревьям в золотом бору,
И та же листва густая, и тот же шелест
Веток на ветру.

Но вдруг заметим мы однажды летом,
Что листья стали мельче и бледней
Не по прямым, по косвенным приметам
Мы узнаем о гибели корней…

Казним себя, по сердцу бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи, а не в дали,
Не поспешили дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли! Эти строки поэтессы Л.Татьяничевой заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о земных друзьях человека, без которых наша жизнь на Земле была бы невозможна.
Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в «Красную книгу», но и к тем, которые повсюду окружают нас — и в природе, и в саду, и дома...
Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет:

.. .Давай пройдемся медленно по лугу и «Здравствуй!»
 Скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
 А чтоб увидеть добрые их лица И добрые лицо им показать.
Каждый из нас должен по возможности обогащать природу и ни при каких обстоятельствах не обеднять её.
От личного участия каждого ю пас и охране, защите и улучшении окружающей среды зависит пате будущее и будущее наших детей, внуков, правнуков.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба, Ястреба, парящего над полем,
 Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
М.Дудин
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя.
Литература:
    (В.В.Петров: Лec и его жизнь. - М: Просвещение, 1986.
   С.В. Алексеев: Экология. - С-Петербург: СМИО Пресс, 1997.

    С.М.Прокофьев: Природа Хакасии. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.


Беседа "Тогда, мой сын, ты будешь Человек"


  Сотворение себя
В.Александрова.
Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присущи такие высокие, благородные качества как: честь, достоинство, долг, совесть, порядочность, честность, доброта, справедливость.
В молодые годы человек обретает - или не обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, не имея нравственной опоры.
Но уже и в детстве, до наступления юности, ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, стремится быть добрым, справедливым, честным, т.е. осознает первые заповеди нравственного поведения.
Учиться нравственности - по сути дела, учиться правильно жить.
Честный человек никогда, ни при каких обстоятельствах не погрешит против истины.
Тут уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью».
Французский писатель Р.Роллан выразил свое отношение к этому качеству так: «Нет ничего прекраснее честного человека».
Трудолюбивый человек никогда не унизит себя недобросовестной работой. Справедливый никогда не поступится справедливостью в угоду кому - либо. Уважающий себя никогда не откажет в уважении другому.
Достоин уважения тот, кто поступает, как ему указывают совесть и убеждения. И не может рассчитывать на уважение человек, вступивший в сделку со своей совестью.
«Он поступил благородно», «благородный поступок» - говорим мы, когда встречаемся с проявлением великодушия, бескорыстия, верности долгу.
Благородство - это когда человек поступает великодушно по отношению к другим людям, делает для них что-то доброе, жертвуя личными интересами, бескорыстно, а не ради признания и наград. Об этом хорошо сказала поэтесса Р.Казакова: «Как часто вся награда за труды - сознание исполненного долга».
В годы Великой Отечественной Войны тысячи советских людей отдавали свои сбережения на строительство танков и самолётов, чтобы приблизить победу. Если бы они этого не сделали, их никто бы не упрекнул. Но они не могли поступить иначе.
Известный польский педагог, врач и писатель Я.Корчак отказывался покинуть своих воспитанников, хотя у него была такая возможность, и вместе с ними погиб в газовой камере лагеря смерти в Треблинке. Так ценой жизни он утвердил благородство своей профессии.
В мирное время тысячи доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизнь совсем незнакомых им людей, усыновляют детей-сирот, оставшихся без родителей во время землетрясений.
Благородство проявляется и в умении прощать того, кто нас обидел.
Поэт Р.Гамзатов писал:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать его покуда не cпеши
   Может, друг твой сам поторопился
   И тебя обидел невзначай.
   Провинился друг и повинился,
   Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать его покуда не спеши
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза «отечества достойные сыны» -
Достойный! Это тот, кто любит свою Родину, беспокоится о ней, живёт её заботами и радостями. Это было важно всегда, а сегодня - особенно.
Проникновенно выразил Лаубе свою любовь к родной земле:

Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
 И детства боль, и в небе журавли...

Россия, Россия - нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая,
Россия, Россия, Отчизна милая моя!

В ромашковом снегу широкая дорога.
Но ней ушёл отец в свинцовую пургу.
И памятник ему торжественный и строгий,
Стоит теперь на волжском берегу.

Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
 И кланяюсь моим лесам, лугам, полям.
Возьми, моя земля, мой труд любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам.

Нельзя позволить себе быть «Иванами, не помнящими родства». Хотя сегодня нашей Родине и трудно, она всё-таки прекрасна, история её остаётся великой, а народ достоин преклонения.
В.А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Быть сыном или дочерью - высокое предназначение. Оно ко многому обязывает. Трудность этого предназначения, вероятно, в том, сто можно понять родительскую любовь до конца, только став родителем.
За неустанные и неусыпные труды, безграничную самоотдачу мать от детей ничего не требует, любовь её бескорыстна.

Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов и звонких рублей
 Дичина в ответ, заплетая косу:
 -Про то мне ворожка гадала в лесу.
 Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
 Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь и тебя полюблю
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
 Кохане приносит в дрожащей руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак
И матери сердце, упав на порог,
 Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Д.Кедрин
Дети бесконечно дороги и отцу и матери. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение своим родителям.
Греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

Несколько советов детям:

Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями, дочерями. Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
Став взрослыми, не бойтесь показывать уважение к родителям, бояться надо проявления безразличия. Знайте, нет для родителей ничего более отрадного, чем сердечность детей. Им дороги любовь, участие, доброе слово.
Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте матери. Не дожидайтесь , пока она попросит вас что-то сделать. Постарайтесь сами увидеть, где нужна ваша помощь, и предложите ее. У вас должны быть постоянные домашние дела.
Нельзя отвечать родителям грубостью, дерзостью, обидным молчанием. Если вы не согласны с их мнением. Считаете себя правыми, докажите свою правоту. Она будет понята и принята родителями.
Если вы, выполнив какую-либо работу, заработаете деньги, они должны стать частью семейного бюджета.
Не забудьте о доброй традиции, укоренившейся во многих семьях, - с первой зарплаты сделайте родителям подарки. Это знак любви и уважения к ним.
Взрослые дети обязаны, заботится о своих старых родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные, цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.
И еще - никогда не забывайте одной истины: идеальных людей нет. У каждого есть слабости, недостатки. Научитесь их прощать другому, как прощаете себе.
За несущественным, суетным, случайным разглядите подлинную сущность человека. Она не в словах, а в делах, поступка. По ним и судите о человеке.
Стремясь помочь людям понять свое благородное человеческое предназначение, английский писатель Р. Киплинг написал стихотворение «Заповедь»:


Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех;
Пусть часть не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
 И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос - лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже все пусто, все сгорело,
И только Воля говорит «Иди!».

Останься прост, беседуя с царями,
Останься, честен, говоря с толпой,
 Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неутолимый бег -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
   Тогда, мой сын, ты будешь Человек.
 В.А Сухомлинский в «Беседах об этике» дал такие советы школьникам: «В 16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос: для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина. Человек поднялся над миром живого, прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей чувствовать рядом с тобой человека его душу, увидеть в его глазах духовный мир - радость, беду, несчастье. Горе. Береги, щади неприкосновенность, ранимость другова человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.
Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости - твоё отношение к матери, к девушке, к женщине. Отношение к женщине - тончайший измеритель чести, совести, порядочности. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям стариков.
Умей не замечать отдельные слабости людей.
Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло не терпимо. Примирится со злом - значит, самому стать безнравственным человеком.
Будь мужчиной в учении, юноша! Твоё достоинство - учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли.
Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь - горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок. Там где есть строгость женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.
Человек продолжает себя в человеке. В этом человеческое бессмертие».